Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных массовых школах.

В основуинклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребносми.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Федеральные нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утвержденииСанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528)

Приказ Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" 

Проект «Карта возможностей особого ребенка» дает возможность учиться, заниматься в секциях, проводить реабилитацию детям с особыми образовательными потребностями. Если на Карте возможностей особого ребёнка (далее - Карта) каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт, то она станет востребованным и незаменимым инструментом среди будущих и настоящих родителей и опекунов детей с особыми потребностями.

Карта функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более, чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.

В настоящий момент ведется активная работа по наполнению Карты объектами.

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ (ЗПР) Вариант 7.1

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелым нарушением речи Вариант 5.1

Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Паспорт доступности